Страны

Все страны

03/05/2021

В поисках баланса: свобода выражения мнения и уголовные санкции в борьбе с дезинформацией о COVID-19

В период пандемии COVID-19 дезинформация стала важной проблемой, которая ставит под угрозу здоровье и даже жизни людей. Но где провести границу между борьбой с распространением дезинформации и наступлением на свободу слова?
31/03/2021

Все в одной лодке?

Весной 2020-го, в начале пандемии COVID-19, казалось, что все мы одинаково уязвимы перед коронавирусом, который не делит людей по полу, национальности, социальному статусу или экономическому положению. «Мы все в одной лодке», — заявляли политики. Но скоро стало очевидно, что это не совсем так.
22/02/2021

Год после Mietendeckel: как работает закон о заморозке аренды в Берлине

Год назад в Берлине был принят Mietendeckel — закон о заморозке аренды. Как он работает сегодня и как к нему относятся жители города и арендодатели?
11/01/2021

Брексит: последствия для прав человека в Великобритании

Как связаны брексит и права человека? Саймон Косгроув, председатель попечительского совета организации «Права в России», в своей колонке рассказывает, как выход Великобритании из ЕС повлиял на настоящее и будущее правозащиты в стране.
22/12/2020

Вернуть исторический долг: вот ваш европейский паспорт

Сегодня ряд европейских государств позволяют получить гражданство потомкам людей, покинувших страну в 30-40-е годы XX века, а то и в XV веке. Как работают эти правовые инициативы на практике? Действительно ли они способны компенсировать историческую несправедливость?
23/11/2020
Фото: Семейный архив Евгении Шашевой

Эхо террора. Как потомки репрессированных продолжают бороться за свои права

Пик массовых политических репрессий в СССР пришелся на конец 1930-х, но до сих пор потомки репрессированных борются за восстановление честного имени своих предков и пытаются вернуться из мест ссылки домой, туда, откуда их семьи были изгнаны десятилетия назад.
09/11/2020

Национальный суверенитет или международное право? Последнее слово российской Конституции

В январе 2020 г. президент Путин призвал внести в Конституцию России поправки, которые закрепят ее приоритет над решениями наднациональных органов (в частности, ЕСПЧ). Интересно, что эта идея в России не стала новой и что российские эксперты, много лет призывавшие к этому, в обоснование своей позиции ссылались на опыт Германии.
09/10/2020

Российское мемориальное законодательство и другие ограничения свободы выражения мнения

Согласно Европейской конвенции о правах человека, государства должны гарантировать гражданам право на свободную и открытую дискуссию о прошлом. Однако с появлением мемориальных законов, т.е. законов об исторической памяти, право на свободное выражение мнения оказалось под угрозой.
16/09/2020

Международное наблюдение на региональных и местных выборах в РФ: «невозможное возможно»?

В августе 2019-го несколько международных организаций получили просьбу прислать наблюдателей для наблюдения за выборами в Москве и Санкт-Петербурге. Однако она осталась без результата — международное наблюдение единого дня голосования 8 сентября 2019 г. не проводилось.
28/08/2020

Дело сестер Хачатурян: поворотный момент в законодательстве РФ о домашнем насилии?

В России до сих пор не существует закона о домашнем насилии. Станет ли дело сестер Хачатурян — девушек, которые подвергались многолетнему насилию со стороны отца — поворотным моментом в принятии такого закона?
23/07/2020

Что скрывается под видом экстрадиции из ЕС в Россию

Что ждет российских граждан, экстрадируемых из стран ЕС на родину? Согласно Европейской Конвенции по правам человека и прецедентному праву ЕСПЧ, страна, выдающая обвиняемого, должна оценить риски, которые могут ожидать экстрадируемого. Но верно ли оценивают эти риски европейские суды?
24/06/2020

Экономика миграции: опыт России

В современном мире миграция — сложное явление, которое может оказывать как позитивное, так и отрицательное воздействие: умная и гибкая миграционная политика помогает построить социальные, экономические и политические связи, создать новые источники капитала и инвестиций. В то же время неумная и жесткая миграционная политика ведет к дисбалансу рынка труда, существенному неравенству в доходах мигрантов и местных жителей, создает высокий уровень социальной напряженности.
18/06/2020

Психически здоровое общество: уважение прав человека и снижение социального неравенства как путь к благополучию

Как будет выглядеть психиатрия будущего и как соблюдение прав человека влияет на психическое здоровье граждан? Об этом (и многом другом) рассказывает Клаудиа Маринетти, директор крупнейшей европейской организации в области охраны психического здоровья.
28/05/2020

Право на справедливый суд в условиях пандемии COVID-19 в России

11 марта 2020 года ВОЗ объявила пандемию COVID-19. Большинство стран мира, включая Росию, предприняло ряд мер по борьбе с коронавирусом, некоторые из этих мер затронули и судебную систему. Но соответствуют ли они международным обязательствам России по соблюдению права на справедливый суд?
30/04/2020

Защита прав женщин с ВИЧ: наиболее популярные запросы

Сегодня в России живут более 1 миллиона человек с ВИЧ-инфекцией. На сегодняшний день при правильном лечении ВИЧ-инфекция — хроническое контролируемое заболевание, которое не передается в быту. И несмотря на то, что появляется все больше актуальной информации о ВИЧ, в отношении ВИЧ-положительных людей сохраняются стигма и дискриминация.
12/03/2020

Россия принимает законопроект, позволяющий Путину оставаться у власти после 2024 года

Российский парламент одобрил масштабную конституционную реформу, которая, помимо прочего, позволит Владимиру Путину баллотироваться на пост президента еще на два срока после 2024 года, обнулив те сроки, которые он уже провел на этом посту. Конституционный суд рассмотрит предложенную реформу до проведения общенационального голосования по заявленным поправкам, которое запланировано на 22 апреля.

Source: Associated press

12/03/2020

Турция готовит дело о правах человека в связи с обращением Греции с мигрантами

На прошлой неделе Турция объявила о том, что занимается подготовкой дела об обращении Греции с мигрантами, которое будет передано в Европейский суд по правам человека. 28 февраля Турция открыла свои границы, позволив беженцам и мигрантам двигаться в направлении Европы. С тех пор многие из них пытаются въехать в Грецию.

Source: Reuters

12/03/2020

Германия отказалась выдать поляка в соответствии с европейским ордером на арест из-за сомнений в возможности справедливого суда у него на родине

Впервые в истории Германии суд отказался выдать поляка, подозреваемого в правонарушении, на родину из-за сомнений в будущем независимой польской судебной системы и гарантии права на справедливое судебное разбирательство. Эти сомнения подстегнул неоднозначный закон, подписанный президентом Польши Анжеем Дудой, в прошлом месяце. Он позволяет наказывать судей за допрос и критику национальной судебной системы.

Source: Euronews

12/03/2020

Организации по защите прав женщин опасаются выселения в Риме

Две женские правозащитные организации в Риме, "La Casa Internazionale delle Donne" (Международный дом женщин) и приют под названием "Lucha y Siesta", обеспокоены тем, что вскоре их могут выселить. Активисты в столице Италии обвиняют мэра Вирджинию Рагги в том, что она не предпринимает необходимые меры для защиты женщин.

Source: Euronews

19/11/2016

Призывникам разрешили фотографировать свои личные дела

31 августа 2016 года городской суд Петербурга подтвердил положительное решение районного суда по иску призывника Артема Ефимова к военкомату. Ефимов требовал разрешить ему фотографировать […]
19/11/2016

Как право беженцев на охрану здоровья осуществляется в ЕС и в России?

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из основополагающих и в равной мере распространяется на всех людей. Оно закреплено во Всеобщей декларации […]
19/11/2016

На фоне массовых акций протеста польский парламент отозвал законопроект о запрете абортов

Законодательная инициатива1Проект закона на сайте консервативной организации Ordo Iuris: http://www.ordoiuris.pl/pliki/dokumenty/stop_aborcji_2016.pdf, в августе внесенная на обсуждение  в польский Сейм несколькими организациями «про-лайф»2Консервативная общественная группа Ordo […]
24/11/2016

Марта Пардави: «У власти нет никакого желания нас слушать»

В интервью «Правовому диалогу» Марта Пардави, сопредседатель Хельсинкского комитета Венгрии, рассуждает о сложностях гражданского общества в Венгрии, нежелании правительства конструктивно сотрудничать с НКО и […]
24/11/2016

Международное сотрудничество юридических клиник и НПО

21 октября 2016 года Гражданским форумом ЕС-Россия (ГФ) в сотрудничестве с Центром развития юридических клиник был организован международный круглый стол, посвященный сотрудничеству юридических клиник […]
24/11/2016

Частная жизнь: международные и национальные стандарты правового регулирования

Итоги VIII Уральской международной школы прав человека 22–25 сентября 2016 года в Екатеринбурге состоялась VIII Уральская международная школа прав человека, которая была посвящена праву […]
24/11/2016

«Примат национального права? Меняющееся отношение к международным правовым обязательствам»

30–31 мая 2016 года в Берлине прошел международный симпозиум «Примат национального права? Меняющееся отношение к международным правовым обязательствам», организованный проектом «Правовой диалог» Гражданского форума […]
24/11/2016

Вариативность моделей юридических клиник делает бесплатную юридическую помощь более доступной

В настоящее время юридические клиники перестают быть просто модным явлением в высшей юридической школе, появляется осознание их необходимости как неотъемлемого элемента образовательного процесса. Кроме […]
24/11/2016

«Дополнительная защита» вместо полного статуса беженца препятствует воссоединению семей

17 марта 2016 года в Германии вступили в действие положения второго пакета законов о предоставлении убежища. Это влечет за собой тяжелые последствия для воссоединения […]

Countries

All countries

03/05/2021

Searching for balance: freedom of expression and the use of criminal measures to combat COVID-19 misinformation

During the COVID-19 pandemic, misinformation has become an important problem that threatens the health and even lives of people. But where is the line to be drawn between the fight against the spread of disinformation and the attack on free speech?
31/03/2021

All in the Same Boat?

How the COVID-19 pandemic has affected the lives of prisoners, disabled people, and refugees At the outset of the COVID-19 pandemic in the spring […]
22/02/2021

One Year After Mietendeckel: How Berlin Rent Cap Works

A year ago, Berlin passed the Mietendeckel, "a rent cap law". How does it work today and what do city residents and landlords think about it?
11/01/2021

Brexit: implications for human rights in the UK

How are Brexit and human rights related? Simon Cosgrove, the Chair of the Trustees of "Rights in Russia", in his column reflects on how Britain's exit from the EU has impacted the present and future of human rights.
22/12/2020

Repaying Historical Dues: Here Is Your European Passport

Today, a number of European states allow the descendants of people who fled their home countries in the 30-40s of the 20th century, or even in the 15th century, to restore their lost European citizenship. How do these legal initiatives work in practice? Can they remedy the injustices of the past?
23/11/2020
Фото: Семейный архив Евгении Шашевой

Echoes of Stalin’s “Great Terror.” How the descendants of repression continue to fight for their rights

Massive political repression in the USSR peaked in the late 1930s, but the descendants of the repressed are still fighting to restore the honest name of their ancestors and are trying to return home from their places of exile, to where their families were expelled decades ago.
09/11/2020

National Sovereignty or International Law? The Russian Constitution Has the Last Word

On January 2020, President Putin called for amending the Russian Constitution to establish its precedence over supranational judicial bodies, meaning, primarily, the European Court of Human Rights (ECtHR). Interestingly, this was not a new idea: Russian legal experts who for many years have been suggesting such an amendment to the Constitution had referred to German precedent.
09/10/2020

Memory Laws in Russia and Other Restrictions on Freedom of Expression

Under the European Convention on Human Rights, states must guarantee free and open debates about the past. Yet, with the rise of memory laws, the right to free expression has been endangered.
16/09/2020

Is the Impossible Possible? International Monitoring of Regional and Local Elections in the Russian Federation

In August 2019, several international organisations received a request to send observers to monitor elections in Moscow and St. Petersburg. But the attempt to involve international observers in these elections ended in failure: international observation of the nationwide single voting day on 8 September, 2019, was not implemented.
28/08/2020

The Case of the Khachaturyan Sisters: A Turning Point in Russian Domestic Violence Law?

Russia still has no domestic violence legislation. Will the case of the Khachaturian sisters, three girls who have been subjected to abuse by their father for many years, become a turning point in the adoption of such a law?
23/07/2020

Extradition from the EU to Russia as a Pretext

What is the future of Russian citizens extradited from EU countries to their homeland? According to the European Convention on Human Rights and European human rights case law, a country attempting to extradite an accused person must assess the risks that the person may face. But do the European courts assess these risks correctly?
24/06/2020

The Economics of Migration: Russian Experience

Migration in today's world is a complex phenomenon that can have both positive and negative impact: a smart and flexible migration policy can help countries strengthen their social, economic and political ties and open up new sources of capital and investment. In contrast, an irrational and excessively restrictive migration policy can cause imbalances in the labour market and income inequalities between immigrants and local residents, potentially leading to high levels of social tension.
12/03/2020

Russia passes bill allowing Putin to stay in power past 2024

The Russian parliament has approved a significant constitutional reform that would, among other things, allow Vladimir Putin to run for president for two more terms after 2024 by resetting the number of terms that he has already completed. The Constitutional Court will review the reform before a national vote on the proposed amendments on April 22.

Source: Associated Press

12/03/2020

Turkey prepares human rights case over Greece’s treatment of migrants

Turkey announced last week that it is preparing a case about Greece’s treatment of migrants to bring before the European Court of Human Rights. On February 28, Turkey opened its frontiers, allowing refugees and migrants to travel towards Europe. Many of them have since been trying to enter Greece.

Source: Reuters

12/03/2020

Germany refuses to extradite Pole under European arrest warrant due to fair trial fears

For the first time in German history, a court has refused to extradite a Polish suspect to his home country because of doubts as to the future of the independence of the Polish judiciary and the guarantee of the right to a fair trial. These doubts have been spurred by the divisive law signed by Polish president Andrzej Duda last month. It allows judges to be punished for questioning and criticising the national judicial system.

Source: Euronews

12/03/2020

Women’s rights organisations fear eviction in Rome

Two women’s rights organisations in Rome, ‘La Casa Internazionale delle Donne’ (the International House of Women) and a shelter named ‘Lucha y Siesta’ are worried that they could soon be evicted. Activists in Italy’s capital accuse mayor Virginia Raggi of not taking enough actions to protect women.

Source: Euronews

19/11/2016

Conscripts Allowed to Photograph Their Files

On 31 August 2016, St. Petersburg City Court upheld a district court’s judgement in the case of Artyom Efimov against the Military Commissariat, a […]
19/11/2016

How is Healthcare for Asylum Seekers Regulated in the EU and in Russia?

The (fundamental) right to health and healthcare applies to all human beings equally and is codified in the Universal Declaration of Human Rights (Article […]
19/11/2016

Polish Parliament Backtracks on Abortion Ban Amid Mass Protests

A legislative initiative1Draft of the bill on the website of Ordo Iuris conservative organization: http://www.ordoiuris.pl/pliki/dokumenty/stop_aborcji_2016.pdf introduced to the Polish Parliament by several pro-life organisations2Conservative advocacy […]
24/11/2016

Márta Pardavi: ‘The Government has no Appetite to Listen to Us’

In an interview for the Legal Dialogue, Márta Pardavi, co-chair of the Hungarian Helsinki Committee, talks about the shrinking civil space in Hungary as […]
24/11/2016

International Cooperation of Legal Clinics and NGOs

Together with with Russia’s Centre for the Development of Legal Clinics, the EU-Russia Civil Society Forum (CSF) organised an international round table devoted to […]
24/11/2016

Private Life: International and National Legal Standards

Conclusions from the VIII Urals International School of Human Rights The right to respect for private and family life was discussed by the VIII […]
24/11/2016

International Symposium “Domestic Law in a Global Upswing? The Strained Relationship between International and Domestic Law”

The international Symposium “Domestic Law in a Global Upswing? The Strained Relationship between International and Domestic Law”  was held on 30-31 May 2016 in […]
24/11/2016

Diversity of Legal Clinics Can Improve Access to Legal Aid

No longer just a trend, legal clinics are now perceived as an essential part of the educational process in law schools; in addition, legal […]
24/11/2016

Subsidiary Protection instead of Full Refugee Status Complicates Family Reunification

The legal requirements of the Second Asylum Seekers Package came into force in Germany on 17 March 2016. This legislation brought with it serious […]